Проверка знаний

Мы много говорили об обучении, но абсолютно ничего о проверке знаний.

Мы настоятельно советуем не проверять ребенка. Малыши любят учиться, но они ненавидят, когда их проверяют. В этом смысле они очень похожи на взрослых. Проверка — это противоположность обучению. Она — источник стресса.

Учить ребенка — значит приносить ему чудесный дар.
Проверять его — значит требовать плату вперед.

Чем больше вы проверяете его, тем хуже он будет учиться и тем меньше желания учиться у него будет.
Чем меньше вы проверяете его, тем лучше он будет учиться и тем больше будет его желание учиться.    
 
Знание — самый драгоценный дар, который вы можете принести ребенку. Дарите его щедро, от всей души. Ребенок нуждается в нем не меньше, чем в пище телесной.

Что мы проверяем?

Что мы проверяем? В сущности, мы пытаемся обнаружить, чего ребенок не знает. Это означает, что мы вынимаем карточку и спрашиваем у него: «Что здесь написано?» или «Ты можешь прочесть эту страницу вслух для папы?». Для ребенка это особенно обидно, у него даже может возникнуть мысль, что мы не поверим, что он умеет читать, пока он не докажет нам этого — и доказывать придется все снова и снова.

Проверки знаний имеют негативную цель — выявить то, чего ребенок не знает.

Уинстон Черчилль, рассказывая о своих школьных годах, писал:

«Эти экзамены были для меня тяжким испытанием. Вопросы, которые ближе всего сердцу экзаменаторов, для меня почти всегда были самыми нелюбимыми... Мне бы хотелось, чтобы меня спросили о том, что я знаю. А они всегда старались спросить о том, чего я не знаю. Я с удовольствием продемонстрировал бы свои знания, они же стремились разоблачить моё невежество. Результатом такого отношения было одно: я плохо сдавал экзамены ...»

Как мы уже не раз говорили и не устаем повторять, результатом проверки неизбежно является снижение способности и желания учиться.

Не проверяйте ребенка и не позволяйте никому делать этого.

Проблемные ситуации

Что же остается делать матери? Она не хочет проверять ребенка, она хочет учить его и сделать все возможное, чтобы он почувствовал радость от учения и успеха.

Поэтому вместо того, чтобы проверять ребенка, она предлагает ему проблемные ситуации.

Цель проблемных ситуаций — дать ребенку возможность продемонстрировать, если он хочет этого, свои знания.

Это прямая противоположность экзаменам и тестам.

Простейшим примером проблемной ситуации будет такая. Вы берете две карточки с любимыми словами ребенка. Предположим, вы выбрали «яблоко» и «банан». Вы показываете их ребенку и спрашиваете: «Где банан?».

Для ребенка это хорошая возможность, если он хочет, посмотреть на нужную карточку или дотронуться до нее. Если ребенок смотрит на карточку с надписью «банан» или дотрагивается до нее, вы, естественно, приходите в восторг и громко выражаете свое восхищение.

Если он посмотрит не на ту карточку, просто скажите: «Это — яблоко, а это — банан». Вы довольны, счастливы и спокойны.

Если ребенок не отвечает на ваш вопрос, подвиньте карточку со словом банан чуть ближе к нему и скажите: «Это банан, правда?», и вы снова довольны, счастливы и спокойны. Это все возможности. Как бы ребенок себя ни вел, он в выигрыше, и вы тоже, потому что, если вы счастливы и спокойны, то и ребенок, скорее всего, с удовольствием будет заниматься с вами.

Если ребенку два года, вы можете взять те же две карточки, но вопрос должен быть другим: «Что нарисовано на коробке с кукурузными хлопьями?».

В той же проблемной ситуации трехлетнему ребенку можно задать вопрос: «Длинный, желтый и сладкий на вкус — что это?»

Четырехлетнего ребенка можно спросить: «Что растет в Бразилии?», а пятилетнего: «В чем больше всего калия?».

Два простых слова — и пять разных вопросов, соответствующих знаниям и интересам ребенка. Правильно заданный вопрос создает проблемную ситуацию, не откликнуться на которую невозможно. Абсолютно ничего общего с нудным и скучным «Что здесь написано?».

Еще один пример — Бинго Для Читателей. Мать выбирает из уже выученных 15-30 слов, которые обозначают еду, животных, противоположности. Затем для каждого члена семьи она изготавливает карточки для игры в бинго, но ячейки делает очень большими и вместо цифр пишет в них большими красными буквами выбранные слова. На карточках для начинающих поместится скорее всего не больше девяти слов. Набор слов на каждой карточке несколько различается, так что двух похожих карточек нет. Затем мать раздает каждому члену семьи по девять фишек и объясняет, что если она назовет слово, которое есть на карточке, его надо закрыть фишкой.

Мать называет вслух слова, следя за тем, чтобы у каждого на карточке было закрыто примерно одинаковое число слов и чтобы никто не пропустил названное слово. Тот, кто первым закроет все ячейки карточки фишками, кричит: «Бинго!». В это игру можно играть и подругому. Например, нарисовать на карточках для игры в бинго животных и показывать игрокам карточки для чтения, на которых написаны их названия. С продвижением ребенка по Пути к Чтению с этими же карточками можно играть, используя вместо отдельных слов словосочетания и даже предложения.

Как много чудесных игр придумали мамы, чтобы дети могли весело и с удовольствием применять полученные знания. Назовите любую игру, и окажется, что какая-нибудь сообразительная мама уже придумала что-то похожее и с огромным удовольствием играла со своим ребенком.

Игры дают чудесную возможность ребенку продемонстрировать свои успехи в чтении, а вам — порадоваться его достижениям. Если и вам, и ребенку очень нравятся такие игры, играйте в них с удовольствием, но не переигрывайте. Не перегружайте ими ребенка, как бы весело вам обоим не было.

Если вы предпочитаете показывать ребенку два слова на выбор, не делайте это чаще, чем раз в неделю. Такие занятия необходимо делать очень короткими. Не предлагайте ребенку более одной проблемной ситуации в течение одного занятия.

Некоторым детям очень нравится выбирать нужное слово, и они с удовольствием занимаются этим, пока мы не переусердствуем. Другим детям выбирать слова совсем не нравится. Они делают все возможное, чтобы избежать этого: совсем не отвечают на вопросы, постоянно выбирают не то слово.

 любом случае, понятно, что они хотят сказать таким поведением — бросьте все это.

Если по какой-либо причине вам или ребенку не нравятся проблемные ситуации, забудьте о них.

Обратная связь больше нужна вам, а не ребенку. Ребенку интереснее учить новые слова, а не возвращаться к старым, которые он уже знает.

×
×
×
×
×
×
×