Методика Домана 4 Шаг - Преложения

Теперь, когда ребенок освоил простые предложения, он готов к тому, чтобы сделать самый важный, после умения различать слова, шаг. Он готов к освоению распространенных предложений, которые более полно выражают мысль.

Если бы мы могли понимать только те предложения, которые мы уже видели раньше и которые знаем, чтение имело бы ограниченный характер. Мы же, когда открываем новую книгу, ожидаем, что она поведает нам то, о чем мы до этого никогда не читали.

Основополагающим при освоении процесса чтения является умение узнавать слова и понимание того, что они используются для обозначения предметов или идей, В дополнение к этому очень важно усвоить, что слова, объединенные в предложение, способны выразить более сложную мысль.
Мы можем использовать ту же самую процедуру, что и при знакомстве с простыми предложениями. Но мы выходим за пределы двух слов. Поэтому вместо того, чтобы строить простую фразу «Мама ест», выбирая слова из пяти существительных и пяти глаголов, мы добавим еще один набор предметов и получим предложение «Мама ест банан».

Переходя к предложениям из четырех слов, используйте те три метода, которые мы описали в третем шаге, посвященном коротким предложениям. Добавьте различные определители — прилагательные и наречия — и вы получите, например, такое предложение: Мама ест желтый банан.

С увеличением количества слов в предложении вам вновь придется слегка уменьшить размер шрифта. Расстояние между словами должно оставаться достаточно большим, В случае, если места все же не будет хватать, увеличьте длину карточки,

Если вы постоянно играете с ребенком в составление предложений, вы должны были заметить, что ваш ребенок с удовольствием составляет смешные или абсурдные предложения. СЛОН пьёт горячий суп, Тигр собирает спелую клубнику, Верблюд весело танцует

Не стесняйтесь и делайте то же самое. Грустно признавать, но наше собственное формальное образование всегда было скучным и однообразным. В результате мы неосознанно, обучая других, избегаем шутки и абсурда. Нас так часто упрекали в том, что мы «валяем дурака», «ни минуты не можем быть серьезными», что мы поверили, что учеба несовместима с весельем. Именно поэтому многим кажутся абсурдными утверждения, что учеба может быть развлечением и что, развлекаясь, можно одновременно учиться. Чем больше удовольствия получают ученик и учитель, тем лучше и быстрее идет процесс обучения.

Обычно, если составление предложений идет успешно, мать и ребенок стараются превзойти друг друга, придумывая самые необычные и смешные сочетания слов, а заканчивается все шумным весельем и радостными объятиями.
Поскольку каждое предложение, которое вы строите из отдельных слов, пишете на карточке или в самодельной книжке, составлено из слов, которые вы уже старательно выучили, вполне вероятно, что чтение таких предложений ваш ребенок освоит очень быстро.

Используя тот небольшой набор слов (около 50), чтение которых ребенок уже освоил, составьте вместе с ним как можно больше разных предложений. Это поможет ребенку тверже усвоить выученные слова. Его уверенность в себе будет расти, так что какие бы комбинации и перестановки ему ни предлагались в каждом новом предложении, он сможет их расшифровать.

На этой стадии занятий с ребенком вы продолжаете читать ему вслух предложения на карточках или из самодельных книжек. В зависимости от возраста и индивидуальных особенностей ребенка, а также от того, насколько хорошо у него развита речь, он иногда может вслух произносить слово, которое вы ему показываете или даже читать целую фразу. Если он делает это по собственному желанию, это очень хорошо. Однако вы сами не должны просить его прочесть вам что-либо. Эту проблему мы подробнее опишем в стате - ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ.

Когда вы переходите от предложений, составленных из четырех слов, к предложениям из пяти слов и еще более длинным, вам постепенно НУЖНО делать следующее:

  1. Уменьшать размер шрифта.
  2. Увеличивать количество слов.
  3. Менять цвет шрифта с красного на черный.

Начните с небольшого уменьшения размера шрифта. Вы должны уменьшать его так, чтобы у ребенка не возникало даже малейших проблем с узнаванием слов. Используйте его в течение нескольких недель. Если это не мешает ребенку понимать текст, который вы ему показываете, пора увеличивать количество слов. Если до этого вы читали предложения из пяти слов, переходите к предложениям из шести. Некоторое время продолжайте читать ребенку предложения из шести слов. Если все идет хорошо, тогда еще уменьшите шрифт. Соблюдайте важное правило — никогда не уменьшайте размер шрифта одновременно с увеличением слов в предложении. Сначала слегка уменьшите размер шрифта и лишь через некоторое время увеличивайте число слов в предложении.

Делайте и то, и другое постепенно. И помните: не страшно, если предложение чересчур длинное или совсем простое, хуже, когда оно слишком короткое и непонятное. Процесс обучения идет с такой скоростью, что вряд ли его придется подстегивать.

Если вы начнете уменьшать размер шрифта или увеличивать число слов в предложении слишком быстро, вы это сразу же заметите по поведению ребенка — его внимание и интерес к занятиям начнет падать. Он может отворачиваться от текста, который вы ему показываете: может просто смотреть на вас, потому что его зрение не позволяет ему разобрать, что написано на карточке или на странице книжки. Если это произойдет, просто уменьшите число слов в предложении или вернитесь к шрифту того размера, который БЫ использовали непосредственно перед тем, как это случилось, и у ребенка вновь проснется интерес. На этом уровне оставайтесь подольше и не спешите сделать новую попытку двигаться дальше.

Пока вы учите отдельные слова, ни размер шрифта, ни его цвет менять не требуется. Мы обнаружили, что когда слова написаны крупным шрифтом, это упрощает занятия и для матери, и для ребенка.

Однако, когда вы начинаете делать книжки или писать на карточках предложения из шести и более слов, мы рекомендуем изменить цвет шрифта на черный. С уменьшением размера букв черный цвет шрифта позволяет добиться большего контраста и делает текст в книжках более четким.
Теперь все готово для того, чтобы сделать последний, самый волнующий шаг — начать читать книги. С помощью многих маленьких книжечек, в которых мы писали словосочетания, простые предложения, а затем и распространенные предложения, мы уже твердо стоим на пороге чтения.

Все предыдущие шаги помогли нам создать скелет, последний шаг поможет нам нарастить на этом скелете мясо.

Итак, путь открыт. Вперед, друзья!

×
×
×
×
×
×
×